220-летие Пензенской духовной семинарии
Автор Вячеслав Шигуров, рубрики: Новости
19 ноября Пензенская духовная семинария отмечает 220-летие с момента проведения первого занятия в стенах учебного заведения. После указа от 16 июня (по ст. ст.) 1800 года, который положил официальное начало существованию пензенской духовной школы, по проведении подготовительных работ по организации учебного процесса и сбора воспитанников, 6 ноября (по ст. ст.) 1800 года духовная семинария была открыта. Предлагаем вашему внимаю исторический очерк об основных этапах истории духовной школы.
Учреждение семинарии произошло в последние годы правления императора Павла I. Его указ от 16 июня (здесь и далее даты даны по старому стилю) 1800 года положил начало официальному существованию Пензенской духовной семинарии.
Трудами Преосвященнейшего Гаия 6 ноября 1800 года с пышной торжественностью семинария была открыта. Для обучения были собраны уроженцы Саратовской (с 1803 г. — Пензенской) епархии, учащиеся в Астраханской, Тамбовской, Воронежской семинариях и Казанской академии. За исключением двух лиц, персонал учебного заведения также был сформирован из бывших воспитанников Астраханской семинарии. Первыми выпускниками в 1801 году стали Косма Поснов и Кирилл Жуковский.
По свидетельству историка А.И. Троицкого: «в первые годы Пензенская духовная семинария влачила очень незавидное существование и страдала неустройством во всех частях, наипаче же в учебно-воспитательной». Причиной тому были отсутствие четкого устава учебного заведения, неопытность и нехватка педагогического состава, многочисленность учеников и неприспособленность материальных условий для учебного процесса. Только исключительно стараниями Преосвященнейшего Моисея 4 сентября 1808 года семинария получила устав, «прочное устройство и правильное течение жизни».
В 1818 году произошло преобразование Пензенской семинарии по уставу 1814 года, выработанному Комиссией духовных училищ. Граф Михаил Степанович Сперанский, бывший в данное время пензенским губернатором, являлся непосредственным участником разработки нового проекта. Его деятельным участием и трудами Преосвященнейшего Афанасия жизнь учебного заведения начала устраиваться по новым правилам.
Святитель Иннокентий, первый святой Пензенской земли, к сожалению, недолго окормлял учебное заведение. И хотя архипастырь также принимал весьма деятельное участие в разработке нового устава, но его недолгий срок пребывания на кафедре (около трех с половиной месяцев) не позволил во всей полноте применить знания и опыт для устроения семинарии. Прочное водворение порядков нового устава совершилось при Преосвященнейшем Амвросии I, немало потрудившемся на благо духовной школы.
Со стороны внешней, материальной, в первые десятилетия семинария жила «в «великом утиснении и немалой скудости». Здание учебного заведения, рассчитанное не более чем на 300 лиц, в отдельные периоды должно было позволить обучить и около тысячи человек. Зимой в классных помещениях не оставалось никакого подобия воздуха, а в весенние и особенно летние дни (ученье продолжалось до 15 июля) стояла жара нестерпимая. За древностью лет главное здание, являющееся одним из старейших в городе, постепенно стало приходить в ветхость. Эти факторы стали причиной поиска с 1830 года нового места под устроение семинарии.
После внедрения нового устава в 1818 году учебное дело совершалось с заметным успехом. Согласно новым требованиям весь педагогический состав, за исключением трех человек, был переукомплектован лицами с высшим образованием: молодыми магистрами и кандидатами Московской академии. Уже ревизия 1821 года находит учебную часть в весьма хорошем состоянии. Отдельные учителя являли собой пример блестящего педагогического мастерства. Так, лекции по церковной истории Василия Михайловича Мерцалова помимо студентов посещали преподаватели и Преосвященному Амвросий (Орнатский), автор семитомного труда «История российской иерархии». О другом педагоге Василии Сергеевиче Воронцове строгий в отношении учебного дела Преосвященный Ириней (Нестерович) писал, что тот «предъизбран Господом … для высокой цели благочестия и слова Божия». В дальнейшем в число педагогического персонала духовной школы часто попадают лучшие воспитанники духовных академий, талантами и любовью заслужившие уважение учеников. В числе ректоров учебного заведения нередко встречаются будущие архипастыри Русской Церкви. В 1858 г. по рекомендации инспектора Казанской академии архимандрита Филарета для повышения занятия чтением воспитанников учреждается ученическая библиотека, содержащаяся на частные пожертвования и облегчающая ученикам доступ к духовной и учебной литературе. Впоследствии учреждение по подбору книг, образцовой систематизации и заведённым порядкам пользования являлось украшением заведения.
29 июля 1858 года во время сильного пожара, когда полностью выгорели Московская и Троицкая улицы города, здание семинарии очень сильно пострадало. . Однако в 1867 году духовная школа получила в своё распоряжение отремонтированный и расширенный корпус. Но недолго Пензенской семинарии пришлось спокойно пожить в новом здании.
14 мая 1867 года был утвержден новый устав духовных школ. Реформу было решено вводить постепенно. Благодаря Преосвященному Антонию (Смолину), бывшему питомцу учебного заведения, преобразования в духовной школе начались уже в 1867 году. Полностью они закончились только спустя 7 лет. Помимо прочего были существенно увеличены суммы, выделяемые на содержание духовной школы. Изменения благотворно сказались на развитии учебного заведения.
Благодарной памятью запечатлены в истории духовной школы труды Преосвященного Григория (Медиоланского) по устройству быта учебного заведения. Именно его заботой в 1879 году было открыто собственное здание общежития, где воспитанники за весьма умеренную плату могли получить хорошее место проживания, здоровый и питательный стол.
К сожалению, кончина архипастыря в 1881 году не позволила реализовать идеи о полностью бесплатном пребывании учащихся. В 1891 году было учреждено общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам семинарии. Многие студенты смогли получить помощь одеждой, обувью, платой за квартиру, учебными пособиями и деньгами.
C 25 по 27 ноября 1900 года состоялись торжества по случаю 100-летия Пензенской духовной семинарии. Мероприятия проходили в новом здании учебного заведения, строительство которого было завершено в 1899 году. Благодаря усилиям Преосвященнейшего Павла (Вильчинского), духовная школа после 70-летнего ожидания обрела долгожданное место пребывания, удовлетворяющее учебно-воспитательному процессу по всем параметрам.
Освящение семинарского храма во имя святителя Иннокентия Иркутского состоялось 23 сентября 1899 года. После был освящен и весь корпус духовной школы. Иконы для иконостаса с большим мастерством были выполнены пензенским художником Н. К. Грандковским. Они представляли собой копии с икон Владимирского собора в Киеве, написанных художником В. М. Васнецовым.
С началом военных действий в 1914 году начали предприниматься попытки приспособить основное здание семинарии под лазарет. Сначала было отобрано здание общежития, затем, в 1915-м — здание Пензенского духовного училища. Летом 1917 года санкциями губернского комиссара в здании был устроен лазарет. При этом город располагал свободными помещениями. После смены власти Пензенская духовная семинария была закрыта Советом Народных Комиссаров в июне 1918 г.
Новый этап в истории Пензенской духовной семинарии берёт свой отсчет 1 сентября 2000 года с момента учреждения Пензенского православного духовного училища. Возрождение учебного заведения стало возможным благодаря трудам Высокопреосвященного Серафима (Тихонова), архиепископа Пензенского и Кузнецкого. Сам архипастырь, к сожалению, не дожил до начала первого учебного года всего пару месяцев. Первым ректором возрожденной духовной школы стал иерей Виктор Родайкин, в 2003 году принявший монашество с именем Климент. Инспекторскую должность занимал иеромонах Серафим (Домнин), возведенный в сан игумена в 2006 году. Первоначально училище находилось в историческом здании консистории.
В 2002 году Пензенское православное духовное училище сменило местоположение, заняв только что отстроенное здание рядом с храмом Митрофана Воронежского. 21 мая епископом Филаретом (Карагодиным) в корпусе был освящен храм в честь святителя Иннокентия Иркутского. Программа обучения в училище была рассчитана на пять лет и была приближена к семинарской. В 2005 году возрожденная духовная школа чествовала своих первых выпускников. В июне 2009 года иеромонах Климент (Родайкин) перешел в клир Саранской епархии, а позднее был хиротонисан во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии. Должность ректора училища принял игумен Серафим (Домнин).
6 октября 2010 года, при Преосвященнейшем Вениамине (Зарицком), решением Священного Синода духовное училище было преобразовано в Пензенскую духовную семинарию. Духовная школа получило новое здание (ул. Перекоп, 4), где располагается и в настоящее время. В 2013 году в числе первых духовных учебных заведений Русской Православной Церкви семинария получила свидетельство о государственной аккредитации.
Решением Священного Синода от 30 мая 2014 года ректором Пензенской духовной семинарии был назначен Высокопреосвященнейший Серафим (Домнин), митрополит Пензенский и Нижнеломовский. В 2015 году открыто направление подготовки 48.04.01 Теология (уровень магистратуры), образовательные программы которого в следующем году прошли государственную аккредитацию. В настоящее время Пензенская духовная семинария входит в пятерку лучших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.