Публичная лекция об Архангельском А.А. проведена для участников III Всероссийского хорового фестиваля
Автор Александр Мошнов, рубрики: III Всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
28 мая 2024 года в Пензенском музыкальном колледже имени А. А. Архангельского прошла публичная лекция, посвященная жизни и творчеству Александра Андреевича Архангельского – известного русского духовного композитора и хорового дирижера, уроженца Пензенского края.
Мероприятие состоялось в рамках III Всероссийского хорового фестиваля для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, посвященного творчеству Архангельского А.А., который проводится в Пензе с 27 по 31 мая при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Лекцию для более 350 участников фестиваля из 13 городов провела доктор искусствоведения, профессор Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, заведующая регентским отделением Екатеринбургской духовной семинарии Шелудякова Оксана Евгеньевна.
«Я очень надеюсь, что для нас Александр Андреевич будет примером, и мы очень многому сможем у него научиться, и в творческом плане, и в человеческом», — подчеркнула Оксана Евгеньевна и рассказала об основных вехах жизни и творчества Архангельского А. А.
Александр Андреевич Архангельский родился 11 октября (по ст.стилю) 1846 года в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии, происходил из потомственного священнического рода.
Александру было всего 7 лет, когда трагически погиб его отец, пытаясь спасти тонущего псаломщика. Этот поступок отца стал для мальчика очень важным примером жертвенной любви к людям.
С детства познав тяготы жизни, Александр всегда помогал ближним, старался поддержать и укрепить тех, кто рядом.
Музыкальный талант будущего регента и композитора начал проявляться в ранние годы – Архангельский пел в храме с 6 лет и считал церковное пение делом всей своей жизни.
Первоначальное музыкальное образование получил в Пензе и, будучи студентом Пензенской духовной семинарии, он с 16-летнего возраста до окончания курса управлял местным архиерейским хором в Спасском кафедральном соборе.
Был регентом в Петербурге. Экстерном сдал экзамен на звание регента в Придворной певческой капелле и получил аттестат высшего разряда. В течение нескольких лет он руководил церковными хорами, обучал регентскому делу, преподавал пение в общеобразовательных школах, работал бухгалтером и письмоводителем, изучал французский язык. По 7-8 часов в день он увлеченно занимался у консерваторских профессоров фортепиано, теоретическими дисциплинами, контрапунктом. Очень много времени Архангельский уделял вокалу, так как был совершенно уверен, что дирижеру просто необходимо быть профессионалом в этой области, чтобы не портить голоса хористов.
Организовал в 1880 году в Петербурге смешанный хор, обладавший высокой музыкальной культурой, в обширном репертуаре которого были обработки народных песен, хоровая классика, сочинения современных композиторов.
Впервые в практике церковного пения Архангельский заменил детские голоса мальчиков на женские.
Концертная деятельность хора Архангельского стала яркой страницей в истории мирового музыкального искусства.
А.А. Архангельский является автором более ста хоровых произведений, большая часть которых – это духовные сочинения, составившие почти полный годовой богослужебный круг.
В годы гонений на Церковь он наотрез отказался подписывать бумагу, в которой ему рекомендовалось больше не писать духовных произведений и не исполнять их в храме.
Александр Андреевич был скромным, добрым и мягким человеком, но проявлял твердость в принципиальных вопросах: вера, работа и отношение к подчиненным. Верность долгу, титанический труд, смирение, терпение, самоотверженность, и, конечно любовь к людям сопутствовали всем успехам А.А. Архангельского.
Несмотря на занятость, Александр Андреевич не обрывал связь с родной Пензой и неоднократно бывал у своего брата Ивана, который служил в приходе села Мордовский Ишим. Здесь композитор общался с местными знатоками народных песен. 11 мая 1902 г. он был в Пензе на торжествах в связи с открытием Пензенского отделения благотворительного церковно-певческого общества. По этому случаю Архангельский дирижировал объединенным хором епархии в составе 500 человек.
Двумя годами ранее Пензенская духовная семинария отмечала столетний юбилей, и Архангельский не мог оказаться в стороне от столь грандиозного события своей альма-матер. По просьбе семинарии он пишет кантату на стихи воспитанника 6 класса Ивана Зимаева, которая стала украшением торжеств. Теперь эта музыка является гимном Пензенской духовной семинарии.
У Александра Архангельского было много творческих планов, но революционные события 1917 года изменили все. Как православный христианин он принял их со смирением. Будучи уже достаточно пожилым человеком, он старался стоически переносить разруху, голод, болезни, новую репертуарную и кадровую политику, брожение в коллективе. Александр Андреевич продолжал работать с хором в своей квартире без света и отопления, пытаясь извлечь звуки из рояля с примерзшими клавишами. Присвоенное ему звание заслуженного артиста республики никак не помогало ему выжить. Зато пензенские почитатели и друзья не оставляли его без помощи, что, по его словам, продлило ему жизнь.
В 1922 году Александр Андреевич решает эмигрировать из России в Прагу, чтобы заниматься со студенческим хором. И хотя зарубежный период его жизни был недолог, он продолжал работать, отдавая всего себя своему призванию.
Александр Андреевич преставился ко Господу 16 ноября 1924 в Праге. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. На могильной плите выгравированы ноты его концерта «Внуши, Боже, молитву мою».
Под произведения Архангельского молилась вся Россия, его музыка звучала и продолжает звучать по всему православному миру.
Фото: Илья Школин