Cтуденты Пензенской Духовной Семинарии приняли участие в организации I Хорового Собора Пензенской митрополии
Автор Александр Мошнов, рубрики: Новости
19 марта студенты Пензенской Духовной Семинарии приняли участие в организации I Хорового Собора Пензенской митрополии, посвященный 80-летию со дня преставления Александра Васильевича Никольского (1874 — 1943 гг.), уроженца Пензенской губернии, выпускника Пензенской Семинарии, именитого церковного композитора.
Одним из хоров, представленных на Соборе, стал смешанный хор Пензенской Духовной Семинарии под руководством регента Руслана Равшановича Проскурякова. Хор исполнил степенну «От юности моея…» в изложении А. В. Никольского*. Воспитанницы регентского отделения Семинарии под руководством Елены Жестковой исполнили светилен «Разбойника благоразумного…», так же в изложении А. В. Никольского. Присутствующий на Соборе митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, ректор Пензенской Духовной Семинарии, выразил благодарность участникам хорового собора и регентам, вручив им благодарственнные письма и памятные подарки.
НИКОЛЬСКИЙ, Александр Васильевич (р. 22 июня 1874 в селе Владыкино, Пензенской губернии, ум. 19 марта 1943 в Москве) — будучи сыном священника, он с самого детства пел в церковном хоре. С 1897 по 1900 гг. учился в Московской консеватории по классу композиции и дирижирования. С 1894 г. и до самой смерти преподавал хоровую музыку, музыкальную теорию, контрапункт и музыкальную этнографию в ряде учебных заведений Москвы, включая Синодальное училище церковного пения (1915-1923 гг.) и Московскую консерваторию (с 1928 г.). Никольский был активным музыкальным публицистом, автором многочисленных статей о хоровой и церковной музыке. Как композитор, Никольский являлся ярким представителем Нового направления в русской духовной музыке, центром которого в первых двух десятилетиях ХХ века служило Московское Синодальное училище и его хор. Среди самых значительных его произведений можно назвать Литургию преждеосвященных даров ор. 23, Литургию св. Иоанна Златоуста ор.31, Неизменяемые песнопения Всенощного бдения ор. 26, циклы „Песнопения Страстной Седмицы“ ор.35, „Песнопения св. Пасхи“ ор. 37 и Последование Венчания ор.41. Помимо этого Никольский написал ряд духовных концертов на тексты из различных псалмов. Около сорока процентов духовных произведений Никольского основаны на подлинных распевах, а в его свободных композициях также широко использованы попевки распевов. Будучи учеником великого русского контрапунтиста С. И. Танеева, Никольский безусловно знал приемы контрапункта, но в его произведениях гармонический склад превалирует над контрапунктическим, с частым применением красочных и нестандартных гармонических сочетаний.
https://www.orthodoxchoral.ru/composers/alexander-nikolsky?locale=ru