Актовая речь Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Пензенского и Нижнеломовского, в день памяти святителя Иннокентия Иркутского
Автор Вячеслав Шигуров, рубрики: Новости
Актовая речь
Высокопреосвященнейшего Серафима,
митрополита Пензенского и Нижнеломовского,
в день памяти святителя Иннокентия Иркутского
Пензенская духовная семинария
9 декабря 2016 год
Свою небольшую актовую речь я хотел бы посвятить второму столетию существования нашей духовной школы. Конечно, называть этот период столетием нужно условно, потому что Пензенская духовная семинария в XX веке существовала всего лишь 18 лет. После пышного празднования столетия учебного заведения в 1900 году прошло немного времени, и наша духовная школа была закрыта.
Нельзя говорить о таком значимом в истории Церкви и Пензенской епархии периоде, не затронув того великолепного фундамента, который был заложен в первое столетие существования семинарии. Как и на историю нашего государства, так и на историю нашего учреждения в первое её столетие выпало немало печальных дней. И перелистывая страницы её летописи, мы найдем их очень много.
Духовная семинария вплоть до конца XIX столетия не могла обрести своего постоянного места нахождения, которое бы удовлетворяло все потребности духовной школы. Например, самое большее количество времени она провела в стенах нынешнего военного госпиталя. Это дом вице-губернатора, который не предназначен для учебного заведения, в котором, в своё время, не было даже коридоров, а была амфилада комнат. Но главное, что это помещение было тесным, потому что в первый период существования нашей духовной школы, когда она поставляла кадры для Пензенско-Саратовской епархии, в ней обучалось одновременно на шести курсах до тысячи человек. Большинство этих людей не могли себе позволить снимать квартиру. А если это даже и удавалось, то это было совершенно убогое жильё. Из отчетов инспекций семинарии, обычно это были инспекторы Казанской духовной академии, видно, что учащиеся живут очень бедно, очень бедно одеты и постоянно недоедают. При всём том, в эти тяжёлые условия наша духовная школа возрастала верою и правдой трудилась для Церкви и Отечества.
Когда епархия стала меньше и стала именоваться Пензенско-Саранской, учащихся уже было до 500 человек. Это не облегчило дней существования семинарии вплоть до того, как на землях, расположенных на улице Дворянской, не были построены новое здание и новое общежитие духовной семинарии. Этот расцвет духовной школы связан с её ректором, который стал первым ректором выпускником самой семинарии и первым ректором из протоиереев – отцом Стефаном Масловским. Он в течение 12 лет замечательно работал в этой должности и много оставил благодарных следов прежде всего среди тех учащихся, которые стали в дальнейшем священнослужителями Церкви.
За первое столетие Пензенскую духовную семинарию окончило более трех тысяч человек. Это огромное количество людей. Кроме того, т.к. ещё большее количество учащихся не доходит до конца обучения, то учесть всех людей, кто столкнулся с нашей духовной школой, не представляется возможным.
Чтобы подвести некоторые итоги первого столетия, можно перечислить тех, кто послужил семинарии и стал плодом её духовного развития. Это, прежде всего, те выпускники, которые стали видными государственными и церковными деятелями. Именно по их жизни мы можем судить о высоком уровне образования в Пензенской духовной семинарии.
За первый период существования нашей духовной школы было выпущено четыре преосвященных епископа, один из которых был управляющим Пензенской епархии. Это епископ, а впоследствии архиепископ, Антоний (Смолин). Ещё три преосвященных архипастыря, которые также вышли из стен семинарии это: Преосвященный Варсонофий, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии; Преосвященный Владимир, епископ Приамурский и Благовещенский, преставившийся в 1914 году; и Преосвященный Иоаникий, скончавшийся епископом Архангельским и погребённый в Киево-Печерской лавре. Все они — гордость нашей духовной школы. Не менее известными стали имена Василия Осиповича Ключевского, который не закончил семинарию, но окончив 4 курса, по благословению Высокопреосвященнейшего Варлаама, архиепископа Пензенского и Саранского, был отправлен для прохождения дальнейшего обучения в Московский государственный университет. Нельзя не упомянуть и имени Николая Ивановича Ильминского. Уверен, что в дальнейшем его имя мы увековечим ещё и названием какого-либо особого просветительского духовного центра, потому что именно благодаря Николаю Ивановичу, известному филологу, востоковеду, профессору Казанской духовной академии и Казанского университета было просвещено множество народов Камчатки, востока и т.д.
С такими прекрасными результатами Пензенская духовная семинария подошла к ХХ веку, второму столетию своего существования. Внешне это время, эти 18 лет были более благополучными, потому что само государство изменило своё отношение к церковному образованию, которое на то время было государственным. И преподаватели стали жить лучше, и студенты. Учащиеся получали достойную стипендию, а проживающие в общежитии имели достойные условия. Но, к сожалению, сама обстановка, сложившаяся в Российской империи того времени, не обошла стороной и Пензенскую духовную семинарию.
Этот период связан с великим мужем нашей Пензенской, Российской земли Преосвященным Тихоном, впоследствии архиепископом Воронежским, священномучеником. Он в 1902 году возглавил Пензенскую кафедру и очень много потрудился над вопросами вообще просвещения, как в духовных образовательных учреждениях, так и при создании иных учебных заведений, так и в нашей духовной школе. Именно на его время выпали самые сложные испытания.
Первым грозным и неестественным для духовной школы событием стала осень 1905 года. Революционные события не могли не коснуться семинарии. Сразу после того, как пришли студенты на новый год своего обучения, стали собираться различные кружки и общества. Двое студентов, учащийся пятого курса Борис Милов и ученик шестого класса Анатолий Алявдин, стали зачинщиками забастовки. Известно, что первый из них приехал недавно из Америки, а второй летом 1905 года в городе Саратове был участником нелегального съезда представителей духовных семинарий, который постановил о всеобщей забастовке. И вот осенью 1905 года впервые за многие десятилетия Пензенская семинария перестала заниматься свойственным для неё учебным процессом. Студенты бастовали. Требования семинаристов были простые. Уже говорилось о том, что многие из наших питомцев избрали себе иной путь, не связанный с Церковью. Конечно, часто этот путь был не менее благородный, например, путь учителя или врача. Однако, покинув учебное заведение, они всё-таки не избрали для себя духовной стези. И таких было очень много. Не зная статистики нашей семинарии, могу сказать, что одна из духовных семинарий на Дальнем Востоке за 14 лет своего существования с 1900 по 1914 годы не выпустила ни одного священнослужителя. Это стало общей тенденцией для учащихся. Поэтому первым требованием было положение о сосредоточивании всех богословских дисциплин на последних двух годах обучения (5 и 6 курсах), а вторым – разрешение на поступление в государственные университеты без экзаменов после 4-го курса. Эта забастовка привела к тому, что занятия по решению государства были прекращены вплоть до окончания рождественских каникул. Но пришедшие после перерыва студенты не успокоились, и начавшиеся настоящие маёвки и демонстрации по улице Дворянской с пением «Марсельезы» заставили государство вновь закрыть Пензенскую духовную семинарию вплоть до нового учебного года.
Следующий, 1906-1907 учебный год, казалось, был более спокойным. Но, к сожалению, потрясение в конце года стало ещё более тяжёлым. Весной 1907 года, спустя несколько дней после ранней Пасхи, один из исключенных в 1906 году студентов по фамилии Алмазов расстрелял ректора семинарии архимандрита Николая (Орлова). Убийство вновь привело к закрытию семинарии и более жёсткому отношению к студентам.
После 1907 года мы уже не сталкиваемся с такими тяжелыми жизненными обстоятельствами в нашей духовной школе. Но общие тенденции, которые сопровождали общество, не оставили без своего влияния и нашу семинарию. Народ, в том числе и студенты духовной школы, продолжал расцерковляться, некоторые из них продолжали заявлять себя открыто атеистами. Это, собственно говоря, и стало результатом Великого переворота 1917 года, который привел к закрытию нашей духовной школы. И, казалось бы, эта печальная страница может быть перевернута. Но прежде нужно отметить, что невзирая на все тенденции, которые предлагало современное общество для духовной жизни нашего рассадника благочестия, этот рассадник всё-таки принес свои достойные плоды. Эти плоды — прежде всего те священнослужители, которые отдали свою жизнь в результате гонений на Церковь с 1918 по 1937 год.
Я хочу перечислить имена тех выпускников нашей духовной школы, которые сегодня прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Уверен, что эти шесть человек, это только единицы, которые достойно отмечены нашей Церковью. Ещё есть десятки, которые отдали свои жизни за Христа, которые стали примером сегодня для нас и входят в сонм новомучеников и исповедников Российских.
Священномученик Иоанн Артоболевский. Очень известная священническая фамилия в Пензенской области. Он выпускник 1891 года. Иван Алексеевич поступил в Московскую Духовную Академию, позже был в ней преподавателем Священного Писания. Затем будущий новомученик очень долгое время посвятил служению в храме Петра и Павла при нынешней Сельскохозяйственной академии, был профессором этой академии и преподавал в ней. В 1938 году 18 февраля он был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово, что под Москвой.
Его сострадальцем был выпускник предыдущего года, 1890-го, протоиерей Василий Ягодин. Он тоже после окончания духовной академии подвизался в Москве. Последнее время, по благословению Патриарха Тихона, который лично наградил его митрой, был настоятелем Богоявленского дорогомиловского собора, который сейчас, к счастью, начинает восстанавливаться. За год до отца Иоанна, 20 декабря 1937 года, он был также расстрелян и погребен на полигоне Бутово.
К лику святых в 2000 году Архиерейским собором также был причислен священник Филарет Великанов, выпускник всё того же 1891 года. Таким образом, в одном выпуске было два священномученика. Закончив Пензенскую духовную семинарию, отец Филарет позже подвизался в качестве её эконома, а потом был переведен на аналогичную должность в Казанскую духовную академию. В 1918 году арестован по сфабрикованным обвинениям и в течение месяца скончался в заключении.
Павел Ягодинский. Это уроженец нынешней Мордовии, Чамзинского района, выпускник семинарии 1900 года. Нес свое служение в нынешней Ардатовской епархии. Претерпел несколько арестов и в итоге был расстрелян в 1937 году.
Следующий священномученик-выпускник нашей семинарии также проходил своё служение в Мордовии. Это иерей Виктор Европейцев. Сын священника, Андрея Европейцева, он по окончании семинарии с 1906 года служил обычным приходским священником. 30 января 1931 года расстрелян в Саранской тюрьме и погребён в общей безвестной могиле.
Шестой священномученик – соратник и сострадалец нашего епископа Феодора Смирнова, священномученик Василий Смирнов, который вместе с владыкой Феодором 4 сентября был расстрелян в пензенской тюрьме и также погребён в безвестной могиле.
Вот имена тех, кто прославил нашу духовную школу и кто является молитвенниками за всех нас в сегодняшнее время вместе с нашим небесным покровителем святителем Иннокентием, епископом Иркутским.
Феномен новомучеников и исповедников нашей Церкви является, в соответствии с греческим значением слова «мученик» (μάρτυς – свидетель), свидетельством о непрерывности и жизненности духовного опыта православной веры в нашем государстве, и, в частности, в нашей духовной школе. В условиях современной России с учетом кризиса духовных ценностей именно память о новомучениках приобретает новое значение. Помимо свидетельства о Христе ценой своих жизней в очень близкое к нам историческое время новомученики и исповедники нашей Церкви зачастую стали первыми святыми, просиявшими за многие годы в городах нашей современной России. В качестве примера я уже привел новомучеников нашей духовной школы. А ведь это те люди, которые ходили по улицам этого города и обучались в тех же самых аудиториях, в которых обучаетесь сегодня и вы. Это те люди, которые тоже мечтали о своём пастырском служении, которые желали всех себя посвятить на служение Богу на Пензенской земле. И вот одинаковость их жизни вместе с нами, одинаковость языка, на котором мы с вами говорим, той культуры, носителями которой мы с вами являемся, дает нам особое уважение к тем, кто, невзирая на все те тяжёлые условия, в которые был поставлен, остался верен этой духовной традиции.
По словам Святейшего Патриарха, которые хотелось бы обратить прежде всего к учащимся нашей духовной школы, накопленный опыт прославления и почитания новомучеников должен иметь практическое применение и стать частью образовательной деятельности в написании рефератов и научных работ. Наши воспитанники должны осознавать, какую тяжёлую цену приходится платить за отступничество от национальных нравственных норм и традиций. Пусть пример новомучеников нашей духовной школы послужит нам добрым примером несения нашего пастырского долга.
Скачать в .doc