В семинарии организована и успешно функционирует система независимой оценки качества образования, которая включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности.
К проведению регулярной оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся привлечены работодатели, иные юридические и физические лица, включая педагогических работников Семинарии.
Основные элементы внутренней оценки качества – это оценка образовательной среды и учебных материалов, оценка качества учебной деятельности обучающихся и ее результатов, получение обратной связи от обучающихся и преподавателей, иных категорий респондентов, оценка качества кадрового состава.
Уровень требований, предъявляемых в ходе промежуточных аттестаций студентов (по результатам экзаменационных сессий), соответствует содержанию и требованиям ФГОС ВО. Фонды оценочных средств составлены по всем учебным дисциплинам (модулям) и практикам. Содержание фондов оценочных средств в полной мере позволяет оценить степень освоения студентами конкретной дисциплины учебного плана и сформированность компетенций, закрепленных за дисциплиной (модулем). Результаты промежуточной аттестации анализируются, на основании итогов сессии принимаются решения о необходимости актуализации программ и фондов оценочных средств.
Текущий контроль успеваемости является формой контроля качества знаний обучающихся, осуществляющегося в период обучения с целью определения качества освоения основной образовательной программы высшего образования. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используются администрацией для анализа качества образовательного процесса и возможностей его дальнейшего совершенствования.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется с использованием разработанных фондов оценочных средств и проводится в следующих формах:
- устная (устный опрос, защита письменной работы, доклад по результатам самостоятельной работы и т.д.);
- письменная (письменный опрос, контрольная работа, выполнение определенных заданий и т.д.);
- тестовая (устное, письменное, компьютерное (электронное) тестирование).
Высокая эффективность данной методики подтверждается тем, что, учитывая текущую успеваемость студента, она значительно активизирует его самостоятельную работу, стимулирует его к регулярности и планомерности занятий, способствует налаживанию обратных связей от усвоенного студентами материала к обучающей деятельности преподавателя.
Государственная итоговая аттестация выпускников является заключительным мероприятием по оценке уровня подготовки бакалавров и магистров, результаты которого отражаются в отчетах председателей государственных экзаменационных комиссий (ГЭК). Итоги государственной аттестации, замечания и предложения членов ежегодно рассматриваются на заседаниях Ученого совета. По итогам принимаются решения управленческие решения, направленные на совершенствование образовательного процесса.
Анализ результатов защиты выпускных квалификационных работ, заключений государственных экзаменационных комиссий показывает, что большинство работ являются актуальными, отражают основные направления и тенденции развития образования и науки и имеют практическую значимость.
По итогам работы государственных экзаменационных комиссий в 2022 году:
- 15 выпускников бакалавриата получили положительные оценки, двое из них получили дипломы с отличием, один выпускник получил оценку неудовлетворительно на государственном экзамене;
- 7 выпускников магистратуры получили положительные оценки, двое из них получили дипломы с отличием.
Внутренний мониторинг и периодическая оценка образовательных программ осуществляются с целью поддержания высокой эффективности образовательной деятельности, ее совершенствования и определения соответствия. Мониторинг осуществляется на соответствующих стадиях образовательного процесса и включают следующие измерения:
• результаты промежуточной аттестации обучающихся;
• активность участия студентов в НИРС, олимпиадах;
• итоги контроля остаточных знаний (тестирование и пр.);
• результаты защит курсовых работ;
• данные прохождения и защит отчетов по всем видам практик;
• результаты итоговой аттестации студентов;
• оценка качества преподавания дисциплин отдельными преподавателями.
По результатам мониторинга эффективности деятельности вузов, проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Пензенская духовная семинария входит в число эффективных образовательных организаций https://monitoring.miccedu.ru/iam/2022/_vpo/inst.php?id=5961